Фотополимеризация роговицы у детей

Автор: Авер'янова Оксана Сергіївна (адаптований переклад) – лікар-офтальмолог вищої категорії, кандидат медичних наук, директорка клініки «АЙЛАЗ», головний редактор журналу «Світ офтальмології», керівник науково-методичного центру рефракційної терапії в країнах СНД, член Європейського товариства катарактальних і рефракційних хірургів, член Всесвітньої асоціації ортокератології, викладач Національного медичного університету ім. О.О. Богомольця, офіційний Консультант Клінічних Досліджень – Clinical Research Consultant від компанії Paragon (США)
Інші публікації цього автора
18.11.2013 19:50

Автор изображения: Conny Wenk.

Автор изображения: Conny Wenk.

Caporrossi A., Mazzotta C., Baiocchi S., Denaro T.

Интерес к фотополимеризации роговицы для раннего лечения прогрессирующего кератоконуса продолжает нарастать.

Основная масса публикаций, описывающих ранние и отдалённые результаты фотополимеризации роговицы, были посвящены лечению взрослых пациентов в возрасте более 18 лет. Однако, т.к. раннее клиническое проявление кератоконуса всегда сопряжено с более агрессивным течением или более быстрым прогрессированием, чем у взрослых пациентов, и так как раннее применение фотополимеризации в начальных стадиях заболевания даёт наилучшие результаты, изучение применения фотополимеризации у детей является очень важным.

Обсуждая результаты своей работы, Caporrossi A. and al. пришли к выводу: «Фотополимеризация роговицы наиболее показана у молодых пациентов, особенно у тех, кто моложе 26 лет, у которых клинически и инструментально доказано прогрессирование кератоконуса».

В их исследование были включены и дети тоже (возраст пациентов был от 10 до 40 лет), но в анализе результатов изучения они не выделили педиатрическую группу. В противовес, в статьях Mazzotta C. опубликованы результаты 2-й фазы не рандомизированного исследования фотополимеризации роговицы у 152 детей. Результаты этих исследований подтвердили результаты ранее проведенных исследований у взрослого населения, что фотополимеризация эффективна у детей и даёт улучшение остроты зрения как не коррегированной, так и с коррекцией.

В исследованиях обсуждаются проблемы проведения фотополимеризации у детей, в частности в некоторых случаях и с общей седацией.

Однако многие авторы пишут о том, что смогли провести лечение без седации, применяя только инстилляции лидокаина, и часто требовалось присутствие одного из родителей, для того, чтобы помочь ребёнку успокоиться. С педиатрической группой пациентов более резкий иммунный ответ и возможность появления более выраженного рубцевания и рефлектирования роговицы после кросс-линкинга является ожидаемой реакцией.

Однако в публикациях различных авторов они не находят статистически достоверного количества рубцовых реакций у детей по сравнению с взрослыми. 9.8% всей педиатрической группы получили лёгкий или средней степени haze, что в целом не влияло на остроту зрения.

Отсутствие специфических осложнений и улучшение остроты зрения в педиатрической группе пациентов дало возможность практически всем авторам сделать вывод о необходимости проведения раннего кросс-линкинга у пациентов педиатрической группы с кератоконусом.

Уже во время публикации данного обзора вышло независимое исследование группы авторов под руководством Vinciguuerra P. at al., которые пришли к выводу о необходимости и безопасности ранней фотополимеризации у детей.

 

Результаты 2-х летних наблюдений фотополимеризации роговицы у пациентов моложе 18 лет с подтверждённым прогрессированием кератоконуса.

Vinciguuerra P., Albe E., Frueh B.E., Ttazza S.

В статье описаны результаты – рефракционные, топографические и аберрометримеские – 24 месячных наблюдений 40 пациентов моложе 18 лет, которым был проведен кросс-линкинг по поводу документированного прогрессирующего кератоконуса. Исследования проводились до проведения лечения, через 1, 3 , 6, 12 и 24 месяцев.

Средняя острота зрения перед лечением без коррекции была 0.13+0.2 и с коррекцией 0.4+0.1. Через 2 года после лечения средняя острота зрения без коррекции была 0.25+0.18 и с коррекцией 0.630+0.09. Данные улучшения зрения были статистически значимыми (р≤0.05).

Средний сфероэквивалент показал значительное уплощение роговицы в среднем на 1.57Д (через 24 месяца) (р=0.02).

Средняя кератометрия до лечения плоский меридиан – 46.32Д, крутой – 51.48Д. Через 2 года эти же данные были 45.3Д (р=0.04) и 50.21Д (р= 0.07).

Для 3мм зрачка было значительно выраженное уменьшение (р=0.05) общих и роговичных аберраций высшего порядка и астигматизма. Значительное уменьшение комы и общих сферических аберраций также наблюдалось.

Средняя пахиметрия в области центра зрачка была значительно снижена через 6 месяцев, но восстановилась до первоначальных цифр через 12 месяцев и оставалась стабильной в течение всего периода наблюдения.

Значительных изменений в плотности эндотелиальных клеток не наблюдалось.

Авторы приходят к выводу, что значительное улучшение остроты зрения без и с коррекцией после кросс-линкинга, скорее всего, объясняется значительным уменьшением ассиметрии роговицы, а так же уменьшением аберраций общих и высшего порядка.

 

Гидропс роговицы, связанный с весенним катаром, как первый клинически выявленный симптом кератоконуса у ребёнка

Rehany U., Rumelt S.

Клиническое начало кератоконуса часто совпадает с началом пубертата и может сопровождаться весенним катаром и другими аутоиммунными состояниями. У пациентов с весенним катаром острый гидропс может быть первым симптомом кератоконуса в предпубертатном периоде.

В статье описаны 3 случая развития острого гидропса на фоне весеннего катара.

У 3-х детей в возрасте от 5 до 11 лет проявился острый гидропс роговицы. Он сопровождался наличием лёгкого или средней степени выраженности весеннего катара.

У 2-х детей весенний катар был асимптоматичный, а у одного симптомы весеннего катара появились после гидропса. Никаких других факторов, включая механические (привычка тереть глаза), не были обнаружены.

Авторы приходят к выводу, что сочетание кератоконуса и весеннего катара добавляют факторы риска раннего проявления гидропса, а также раннее проявление гидропса, в свою очередь, может служить признаком латентно протекающего весеннего катара.

 

Клинические и эпидемиологические характеристики генетики кератоконуса и внешние факторы в патогенезе заболевания

Ihalainen A.

Клинические и эпидемиологические факторы были изучены у 212 пациентов с кератоконусом, которые лечились в университете Oulu (Финляндия) с 1964 по 2004 годы.

Автор исследовал 294 пациента и их родственников.

Распространённость кератоконуса, нуждающегося в лечении, определена как 0.03% (75:260 0000). Ежегодное проявление было 0.0015% (75 на 260 000 за 20 лет) и оставалось постоянным в течение всего периода наблюдения. 62.7% (133 пациента) были мужчинами и 37.3% (79) – женщинами.

73% пациентов было моложе 24 лет в момент клинического проявления кератоконуса. Средний возраст мужчин составил 26.5+8.2 года, а у женщин 30.6+13.7.

Пересадка роговицы была произведена 65 пациентам из 144, живущих в зоне ответственности университета.

Семейный кератоконус был обнаружен в 19 семьях из 101 обследованной семьи из северной Финляндии и в 5 семьях из 58 (9%) из южной Финляндии.

Большее количество семей в Северной Финляндии, возможно, объясняется большим количеством человек в семье, чем в Южной Финляндии (4.9 человек в северных регионах и 3.5 человек на Юге.) Наследование было по аутосомно-доминантному пути в 24 из 28 семей (85%).

Заболевание наследовалось от матери в 15 случаях и от отца в 9 случаях.

Данные о наследуемом кератоконусе были получены от 159 семей. 169 детей из 688 имели кератоконус (25%). Семьи с единственным ребёнком были исключены. Потом 47 детей из 149 первых детей (32%) и 44 из 149 вторых детей (30%) имели кератоконус. Таким образом, заболевание характеризуется не полным наследованием и различным проявлением.

122 HLA-A,B,C антигены типирование было проведено в 18 семьях с множественным проявлением кератоконуса. HLA генотипы и гаплотипы были выявлены. В 15 семьях, где более одного ребёнка болели кератоконусом, 27 детей с кератоконусом имели общий гаплотип с родителями с кератоконусом, в то время как трое наследовали общий гаплотип от здорового родителя (р=0.001).

HLA гаплотип, таким образом, может служить маркером кератоконуса внутри семьи. Другие заболевания соединительной ткани обнаруживаются в 31 из 46 пациентов с кератоконусом (67%) и у 60 (49%) из 122 прямых родственников.

Коментарі

Завантаження...

 
 
Офтальмологічні події
 
Facebook