Новини
Регматогенные отслойки сетчатки ассоциированы с отслойкой задней гиалоидной мембраны
Большинство случаев регматогенных отслоек сетчатки ассоциированы с отслойкой задней гиалоидной мембраны и связаны с тракционными разрывами, свидетельствует большое исследование Scottish Retinal Detachment Study.
«Процент связанных с отлойки задней гиалоидной мембраны регматогенных отслоек сетчатки, очевидно, больше, чем предполагалось ранее, - говорят авторы исследования. – Регматогенные отслойки сетчатки без отслойки задней гиалоидной мембраны, как правило наблюдаются у более молодых, миопов и имеют большую распространённость витреоретинальных дегенераций».
Данные были получены на основе эпидемиологического анализа всех первичных регматогенных отслоек, зафиксированных в Шотландии с 2007 по 2009 годы.
Исследование включило 1 202 случая регматогенной отслойки сетчатки.
Результаты показали, что в 86.2% случаев были обнаружены подковообразные разрывы, ассоциированные с отслойкой стекловидного тела, в 1.3% случаев – гигантские разрывы и отслойка стекловидного тела, в 4.9% случаев – дырчатые разрывы без отслойки стекловидного тела, в 5.9% диализ сетчатки и в 1.6% – ретиношизис.
Травма глаза была отмечена в 10.3% случаев, в 20.2% – отслойка встречалась в артифакичных глазах.
В большинстве случаев было обнаружено более одного разрывы, макула была затронута в более чем 50% случаев. Отслойка задней гиалоидной мембраны отмечалась у 87.6% пациентов.
Регматогенная отслойка сетчатки с круглыми разрывами, не связанными с отслойкой стекловидного тела, была обнаружена у более молодых пациентов и миопов, сообщают исследователи.
Повторные интравитреальные инъекции анти-VEGF препаратов могут быть причиной длительного повышения внутриглазного давления
Br J Ophthalmol. 2011
В данном сообщении приводятся результаты ретроспективного исследования 215 глаз пациентов, получивших инъекции Авастина или Луцентиса по поводу влажной формы макулодистрофии.
В исследовании учитывалось количество инъекций, частота их проведения и изменение внутриглазного давления.
Длительное повышение внутриглазное давления потребовало медикаментозного лечения либо лазерного вмешательства в 6% случаев, причём при приёме авастина достоверно в большем количестве случаев (Р = 0.49).
У пациентов с имеющейся глаукомой повышение давления было отмечено в 33% случаев.
В друх независимых центрах были получены различные данные по повышению ВГД при интравитреальном применении анти-VEGF препаратов. В одном центре этот процент составил 15.3%, в другом – 2.4%. Это наводит на предположение, что не сам препарат, а возможно, другие сопутствующие обстоятельства являются причиной повышений ВГД. Возможно, даже способ хранения препаратов влияет на изменение структуры и появление побочных действий препарата.
Врачи ретинального госпиталя в Haifa (Israel) исследовали внутриглазное давление до и после проведения инъекций, а так же в конце наблюдения и доложили о своих результатах на Всемирном конгрессе по Глаукоме (World Glaucoma Congress).
Длительное повышение ВГД до по крайней мере 22 мм.рт.ст отмечалась в течение 30 дней и увеличение давления составило не менее 6 мм.рт.ст. в 11% случаев. Большинство этих пациентов потребовали дополнительного медикаментозного снижения ВГД.
Авторы пришли к выводу, что наиболее безопасный интервал между инъекциями с точки зрения контроля ВГД – это 2.5 месяцев.
Рекомендован регулярный контроль за ВГД у пациентов, получающих анти-VEGF терапию.
Учитываете ли Вы риск вторичной глаукомы при педиатрической катарактальной хирургии? Хирургические или медикаментозные меры?
Laurence Lesueur (Centre d’Ophtalmologie Jeanne d’Arc, Toulouse, France)
Глазная гипертензия – частое осложнение периатрической катарактальной хирургии и встречается приблизительно в 5% случаев. Эффективные меры профилактики этого осложнения базируются на понимании природы этого процесса.
В первую очередь важно осознать, что есть разные формы гипертензии, так же как и разные виды врождённых катаракт: те, которые связаны с анормальным развитием переднего сегмента глаза, такими, например, как аномалия Peter’s или Axenfeld-Rieger синдром, и такими как инфекционные или воспалительные причины – токсоплазмоз, рубелла, цитомегаловирус, либо происходящими из-за аномалий развития – персистирующая гиперплазия стекловидного тела, эктопия хрусталика.
Риски гипертензии выше при воспалительных состояниях и аномалиях переднего сегмента глаза.
В случаях, когда принято решение об имплантации внутриглазной линзы, повышение внутриглазного давления более вероятно.
Как бороться с развитием гипертензии? В первую очередь это тщательный мониторинг давления и профилактический приём гипотензивных медикаментов.
Второй момент – формирование периферической иридотомии независимо от того, проводилась ли передняя витрэктомия и имплантировалась ли линза.
И, в конечном счёте – непроникающая склеротомия.
В настоящее время нет чётких алгоритмов и правил и решение должно приниматься хирургом по обстоятельствам.
Более длительные и серьёзные исследования необходимы в этом направлении.
Несколько факторов, влияющих на жизнеспособность трансплантата в течение первого года после операции при сквозной кератопластике
Cornea. 2011;30(7):760-764.
Несколько факторов риска должны учитыватся в течение первого года после сквозной кератопластики.
Независимыми факторами риска «выживаемости» трансплантата являются один или более эпизодов обратимого отторжения, активный воспалительный процесс в роговице, предсуществующая неоваскуляризация роговицы, внутриоперационные осложнения, трансплантат меньше чем 7.25 мм и больше чем 8.5 мм в диаметре, глаукома и травма в анамнезе.
Необратимое отторжение является основной причиной неудачных опраций.
Проспективный анализ 10-ти летнего наблюдения, проведенного в Новозеландском банке глаза, который включил 1820 сквозных пересадок, показал положительные результаты приживления у 1 429 (87%) пациентов.
Возраст донора, причина смерти, интервал между смертью и временем консервации ткани, плотность эндотелиальных клеток, время хранения материла дастоверно не связано с выживаемостью трансплантата.
60% глаз получили максимальную остроту зрения с коррекцией 0.42.
Определение осмолярности слезы – лучший метод диагностики синдрома сухого глаза
Am J Ophthalmol. 2011;151(5):792-798.
Осмолярность слезы – лучший метод диагностики при синдроме сухого глаза, однако должен проводиться вместе с другими методами исследования и особенно в случаях несоответствия клинической картины и жалоб пациента.
Целью мультицентрового исследования 314 пациентов в возрасте от 18 до 82 лет было определение осмолярности, времени разрыва слёзной плёнки, оценка окрашивания конъюнктивы и роговицы (staining), тест Ширмера и состояние мейбомиевых желез.
Осмолярность оказалась наиболее показательным тестом. Исследования установили, что 308 mOsm/L – порог между нормальной и патологической осмолярностью. Осмолярность 312 mOsm/L является достоверной и специфичной при постановке диагноза синдрома сухого глаза (73% специфичности).
Окрашивание конъюнктивы и роговицы имеют соответственно 54 и 60% специфичности, разрыв слёзной плёнки 45%, а проба ширмера 51%. Дисфункция мейбомиевых желез встречается в 61% случаев у пациентов с синдромом сухого глаза.